Ложка дегтя



Одним из великих изобретений 19-го века стала фотография. С тех пор мы знаем, как на самом деле выглядели великие люди прошлого.

 

 


Русский поэт Тютчев

 

Сделали это великое открытие Французы Дагер и Ньепс. Была у них изобретательность, трудолюбие и настойчивость. А вот знаний им не хватало, вот и возились они около 20 лет, пока у них не получилось. Дагер поначалу занялся составами, которые светятся в темноте какое-то время после того, как их осветят. Надеялся сделать это свечение постоянным. Мог бы сообразить, что это противоречит закону сохранения энергии и, значит, невозможно.
 

Ньепс поначалу пытался уловить свет при помощи… асфальта! (замечали ведь, что уложенный на улице темный асфальт на солнце со временем темнеет) А когда нашли, наконец, более-менее пригодное вещество – иодистое серебро, то долго не могли придумать, как зафиксировать фотографии, чтобы они не засвечивались снова, когда их рассматривают на свету. Хотя еще до них астроном Гершель нашел, что это можно сделать с помощью гипосульфита.
 

Но, как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. Изобретение фотографии состоялось. Сохранить лица предков, важные исторические события, доказательно зафиксировать результаты научного опыта, получить изображение даже того, что не видит глаз (рентгеновских лучей или далеких слабых звезд) – всё стало возможным.

 

  

Президент США Линкольн

 

Однако получение первых фотографий – «дагерротипов» было жутко неудобным. Снимки делались не на бумаге, как сейчас, а на медной посеребренной пластинке (представляете, как это было дорого?), которую перед съемкой приходилось полировать, а потом обрабатывать в темноте парами иода, чтобы она стала чувствительной к свету. Затем фотографируемым людям приходилось порой по полчаса сидеть перед аппаратом в абсолютной неподвижности – чувствительность пластинки была слишком мала, вот и приходилось делать такие большие выдержки. В довершение всего проявлять пластинку нужно было ужасно ядовитыми парами ртути. И при этом снимок получался только в одном экземпляре.
 

Но был у Дагера и Ньепса конкурент – англичанин Фокс Талбот. Он-то получил хорошее классическое образование. Многое прочитал и потому с самого начала стал работать с солями серебра. И способ фиксирования фотографий нашел быстро. Не 20 лет, как Дагеру и Ньепсу, а всего 2 года ему понадобилось, чтобы у него получились фотографии. К тому же он работал так же, как и ваши отцы и деды, запиравшиеся порой в занавешенной кухне или ванной с фотоувеличителем – сначала получал негатив, а потом с него мог напечатать сколько угодно фотографий. Оставалось немногое – чуть-чуть усовершенствовать способ, оформить патент, опубликовать изобретение, и можно было бы наслаждаться заслуженной славой. Жутко неудобная дагеротипия умерла бы, не родившись.
 

Однако Талбот учился в Англии, где в большинстве университетов, по идущей еще со средневековья традиции, головы студентов забивали еще и теологией, то есть богословием. В момент почти состоявшейся победы он вдруг забросил это дело и начал писать книгу «Свидетельство древностей в «Книге Бытия». Вот так и получилось, что самые старые фотографии известных людей сделаны методом Дагера. В череде великих свершений именно Дагер и Ньепс остались, как первооткрыватели фотографии. А Талбот остался неизвестен широкой публике.

P.S. Недавно у нас в МИФИ разразился скандал. В институте, созданном в годы войны, а не в далеком средневековье, под нахальным давлением начальства открыли кафедру теологии. Некоторые толковые научные сотрудники даже уволились в знак протеста. Как думаете, будет ли от этой кафедры польза?

 


Дядя Саша.
Иллюстрация сайта "Атеизм детям".


Материал приветствуется к распространению, пересказу и цитированию.

25 Июнь 2014 / admin / 4574 просмотра

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или роботом.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.